Техосмотр на лодку

Интервью с начальником Государственной инспекции по маломерным судам Московской области Андреем Туркиным

С приходом лета (и окончанием двухмесячника) перед рыбаками встают новые проблемы — пора спускать на воду свои ‘маломерные суда’, а значит, возможны встречи с органами, контролирующими порядок эксплуатации такого рода плавсредств. Какие подводные камни могут тут поджидать рыболова? Наш корреспондент попытался выяснить это у начальника ГИМС МО Андрея Владимировича Туркина

РР: Расскажите, пожалуйста, какие суда считаются маломерными?

ВТ: Маломерные суда — это все суда с мощностью двигателя менее 75 лошадиных сил и пассажировместимостью менее 12 человек. Регистрации подлежат, кроме моторных, и все безмоторные суда — байдарки грузоподъемностью более 150 килограммов, надувные лодки грузоподъемностью более 230 килограммов, все лодки с меньшим водоизмещением не регистрируются.

РР: А для весельных судов нужны права?

ВТ: Нет, только госрегистрация

РР: А скажите, если человек достаточно давно приобрел, например, байдарку, или надувную лодку и у него нет никаких документов, которые он мог бы предъявить для регистрации в ГИМС? Как тогда ему поступить?

ВТ: Наша практика в этом вопросе заключается в следующем: человек приходит к нам, пишет заявление и представляет нам письменное, с паспортными данными, свидетельство двух граждан о том, что я, такой-то, десять лет тому назад приобрел это судно.

РР: А это заявление должно быть заверено нотариусом?

ВТ: Нет, просто заявление, письменное, с паспортными данными. Но это касается дешевых судов, таких, как ‘казанки’, байдарки. Это правило легализации не касается судов очень дорогих, которых сейчас становится все больше и больше.

РР: То есть, фактически, возможность легализовать дорогое судно, на которое нет документов, как таковая, отсутствует?

ВТ: А как, скажите, такое может быть? Человек приобрел дорогое судно и у него нет на это судно техпаспорта?

РР: Ну, есть же много путей. Привез откуда-то, купил на рынке за наличные, мало ли путей в наше-то время?

ВТ: Ну, знаете, этим уже должны заниматься органы УВД — откуда он это судно взял, на какие средства и т.п. Одно дело полуразвалившийся катер, доставшийся вам от дедушки, а когда речь идет о дорогих судах, приобретенных за границей, и человек приходит без документов — это мы уже будем сообщать в органы внутренних дел. Вообще-то, пока таких случаев не было, но если что, мы будем реагировать именно так.

РР: А насколько сейчас активно ГИМС МО штрафует нарушителей закона о регистрации? Насколько мне известно, в последнее время — года полтора — ГИМС существенно повысил свою активность в этом отношении? И кстати, насколько далеко распространяются права инспекторов — могут ли они изымать суда?

ВТ: Могут, конечно, и изъять.

РР: А насколько часты случаи подобного рода?

ВТ: Достаточно редки. Если уж человек совсем безобразничает, то инспектор может судно изъять и поставить его на штрафстоянку. Например, в том случае, если судоводитель полностью неспособен управлять транспортным средством и при этом не может предъявить никаких документов на него, тогда судно будет изъято.

РР: А относительно байдарок? Вот, например, в Дубне был инцидент, когда в прошлом году там появился инспектор, штрафующий байдарочников? Мне, например, не приходилось еще встречать людей, чья байдарка была бы зарегистрирована в ГИМС. Фактически большая часть достаточно обширного поголовья байдарочников автоматически оказывается вне закона?

ВТ: Мы действительно настаиваем на госрегистрации всех судов той грузоподъемности, относительно которой есть упоминание в законе. Сейчас мы принимаем для этого меры, приводим всех владельцев этих судов в чувство. Естественно, эти действия провоцируют конфликтную ситуацию, на нас жаловались в прокуратуру, но прокуратура проверяла наши действия и сочла их правомерными.

РР: А практически по какому инциденту были конфликты?

ВТ: Ну вот, как раз по жалобе какого-то байдарочника.

РР: А сама процедура регистрации весельного судна, она проще, чем процедура регистрации судна моторного?

ВТ: Да одна и та же это процедура — человек приезжает, предъявляет нам документы, подтверждающие законность приобретения, и личные документы. Вся процедура занимает часа три.

РР: А, например, положение о техосмотре? Правда ли, что надо возить байдарку каждый год на техосмотр?

ВТ: Да, безусловно, госрегистрация подразумевает ежегодный техосмотр всех плавательных средств.

РР: А куда возить, в таком случае? Отделений ГИМС ведь не много.

ВТ: У нас, кроме всего прочего, есть сеть спасательных станций, все они находятся на воде и все они при этом являются пунктами технического осмотра. Начальник станции является госинспектором, наделенным всеми полномочиями этой должности. Кроме того, у нас много баз-стоянок, клубов. Допустим, у человека есть надувная лодка, и живет он где-то в городе, далеко от воды, а лодка ему нужна только для отдыха. Он может приехать в любой практически клуб и пройти техосмотр. Клубы с удовольствием предоставляют такую возможность. Если человек является членом этого клуба, то тут вообще без проблем.

РР: А вот вопрос с курсами — насколько мне известно, есть некоторая проблема относительно существующих курсов судоводителей — приходится записываться в очередь за несколько месяцев? Это так? А где можно сдать на права?

ВТ: В Москве и московской области подготовкой судоводителей занимается курсовая сеть ‘Магистраль’, ГИМС МО к ней отношения не имеет. В принципе, любая организация может организовать курсы по подготовке судоводителей маломерных судов, естественно, при обеспечении соответствующей базы и программы подготовки, при условии наличия соответствующих преподавателей.

РР: Но фактически есть только эти курсы, и там большая очередь?

ВТ: Да

РР: А если сдать на права в соседних областях?

ВТ: А как же это можно сделать?

РР: Экстерном, например

ВТ: Ну, у нас нет категорического неприятия экстерна, но вообще, это не приветствуется, потому что вода — это вода, она ошибок не прощает.

РР: Вот еще вопрос. Тут один товарищ регистрировал в Дубне надувную лодку, и у него затребовали пакет документов, в который должен в обязательном порядке входить какой-то гигиенический сертификат на мотор и на лодку. Не могли бы Вы это прокомментировать?

ВТ: На маломерные суда ничего такого не требуется. Это на больших судах нужен такой документ, называется он ‘санитарный паспорт’, на маломерное судно подобный документ не требуется, потому что никаких гальюнов или там танков по сбору фекалий на таком судне нет. Для регистрации нужны личные документы, а также документы, подтверждающие законность приобретения транспортного средства, и все.

РР: А отчего зависят градации штрафов? Вот, например, от пяти до десяти МРОТ?

ВТ: От степени тяжести нарушения, которую определяет инспектор. Если, например, судно неисправное до такой степени, что на нем вообще на воду выходить нельзя, это же несравнимо с какой-нибудь мелкой неисправностью. Затем, от степени нарушения правил плавания. Например, есть же разница между тем, ‘проскакиваешь’ ли ты судовой ход под носом у ракеты или за ее кормой? От тяжести возможных последствий нарушения. Вот представьте себе: вышел человек на судне, а у него течь по бортам? А он при этом еще и детей усадил в катер. Или, допустим, неисправность невелика — кнехт погнут? Вот от этих аспектов и зависит сумма штрафа.

РР: Ну все-таки, возвращаясь к ситуации к безмоторным судам. Какова статистика штрафов, наложенных на безмоторные суда?

ВТ: Ну, относительно безмоторных она незначительная, процентов, может быть, десять от общего количества. Безмоторные суда — они ведь редко выходят на судовой ход , ходят, как правило, близко к берегу. Редко когда какой отчаянный рыбак полезет на фарватер.

РР: Представим себе такой вариант — некая байдарочная речка без судового хода. На майские, скажем, праздники в ее верховьях встает некий непорядочный инспектор ГИМС и начинает ‘трясти’ байдарочников. Он же очень много наловит нарушителей без регистрации? В общем-то, я вполне себе представляю и ситуацию, в которой подобный промысел может стать для него неплохим источником дохода.

ВТ: А при чем тут непорядочность инспекторов, если байдарки не зарегистрированы?

РР: Ну все-таки, тут же нужно понимать, что люди отдыхают, общаются с природой, и для многих из них это очень важная отдушина в жизни. С рыбаками, в общем-то, такая же история.

ВТ: Ну, я вам так скажу: что касается байдарочников, резиновых лодок рыбацких — к ним мы, конечно, относимся лояльно. Ни одного случая откровенно безобразного поведения со стороны наших инспекторов по отношению к этой категории плавсредств не было и не будет. Это все-таки безмоторные суда, фактически, они доставляют головную боль инспектору только в том случае, если вылезают на судовой ход, что происходит достаточно редко. Наш основной источник неприятностей и объект пристального внимания — это суда моторные. Гидроциклы те же самые. Вот эти — да, доставляют массу проблем.

РР: А каких?

ВТ: Они приобретают гидроцикл и считают, что это аттракцион такой. Ходят в непосредственной близости от пляжей, на которых люди купаются, чуть ли не вдоль берега, подрезают ход другим судам, создавая волну на повороте. Судно это маневренное, скоростное, создает большую волну. Бывают случаи, когда разворот гидроцикла рядом с другим судном влечет за собой переворот этого судна.

Люди садятся на гироцикл — и начинается… Что называется, какой русский не любит быстрой езды. Человек считает, что он один на воде и может делать все, что ему заблагорассудится. Вот тут ситуацию приходится держать под контролем. Практически каждую неделю мы ходим в рейды с милицией и ОМОНом, потому что есть случаи, когда требуется именно физическая помощь. И пока что мы держим ситуацию под контролем, но сложности, конечно, большие. Количество водной площади в регионе ограничено, а населения — 15 млн. человек.

РР: А сколько, кстати, в Москве и МО официально зарегистрировано маломерных судов?

ВТ: Порядка 20 тысяч, а водоемы все-таки не очень у нас большие. Именно поэтому принято распоряжение губернатора о запрещении эксплуатации маломерных судов на водоемах меньших чем 30 га по размеру водного зеркала.

Добавить комментарий

Adblock
detector