Основные функции ГИМС России
Основные функции ГИМС России условно можно разделить на 3 группы:
К первой группе ‘Надзор за правильным пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок’ относятся функции:
> обеспечение контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами правил пользования поднадзорными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, выявление и пресечение нарушений этих правил и других нормативов и требований, относящихся к безопасности плавания;
> осуществление технического надзора за поднадзорными судами, установление обязательных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельный мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, наводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием, классификация поднадзорных судов;
> производство регистрации и ведение учета поднадзорных судов, производство регистрации их залога, а также выдача судовых билетов; проведение ежегодных технических освидетельствований баз (сооружений) для стоянок поднадзорных судов и выдача разрешений на их эксплуатацию с установлением для них норм базирования плавсредств, условий и технических требований для безопасной эксплуатации;
> прием экзаменов по правилам пользования и навыкам практического управления судами, аттестация судоводителей и выдача удостоверений на право управления поднадзорными судами;
> разработка и утверждение технических требований и нормативов, определяющих объемы технических первичных и ежегодных освидетельствований и специальных осмотров поднадзорных судов, баз (сооружений) для их стоянок, осуществление контроля за соблюдением этих требований и нормативов всеми предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами;
> ведение учета аварий и происшествий с поднадзорными судами;
> представление по требованию налоговых органов сведений о состоящих на учете судах и данных об их владельцах, необходимые для исчисления налогов на имущество физических лиц, в сроки, установленные налоговыми органами.
Ко второй группе ‘Охрана жизни людей на воде’ относятся такие функции, как:
> осуществление мероприятий по обеспечению безопасности и охране жизни людей на воде, выявление и пресечение нарушений нормативов и требований по этому вопросу;
> проведение ежегодных технических освидетельствований пляжей, других мест массового отдыха населения на водоемах и переправ, выдача разрешений на их эксплуатацию;
> участие в проведении противопаводковых мероприятий, выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ на водных объектах в чрезвычайных ситуациях и оповещение населения об экологически опасном состоянии водоемов;
> контроль за проведением предприятиями, учреждениями и организациями необходимых мероприятий по охране жизни людей на воде.
Третья группа ‘Охрана окружающей среды на водных объектах’ включает функции:
> содействие специально уполномоченным органам в осуществлении мероприятий по борьбе с браконьерством и другими нарушениями правил охоты и рыболовства;
> участие в контроле по предотвращению вредного воздействия на водную среду плавсредств, информирование природоохранных органов о фактах сброса твердых отходов и неочищенных стоков производства в водные объекты, а также о незаконном сплаве леса;
> производство водолазного обследования и очистки дна водоемов.
Порядок регистрации и учета судов в органах ГИМС России.
В соответствии с действующим в настоящее время законодательством, регистрации и учету в органах ГИМС подлежат принадлежащие физическим и юридическим лицам суда и другие водные транспортные средства валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, пассажировместимостью 12 и менее человек, с главными двигателями мощностью менее 55 кВт или подвесными моторами независимо от мощности, кроме военных и спортивных судов, катеров и лодок, являющихся табельным имуществом морских и речных судов, а также принадлежащих гражданам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 кг, байдарок — менее 150 кг и надувных судов — менее 225 кг. Морские прогулочные суда пассажировместимостью 12 человек и менее регистрируются в ГИМС независимо от мощности двигателя и вместимости. Судовладелец или лицо его заменяющее (имеющее от него доверенность, оформленную надлежащим образом) обязан зарегистрировать (перерегистрировать) принадлежащее ему судно в течение 10 дней с момента его приобретения, либо возникновения обстоятельств, влекущих за собой перерегистрацию судна. При этом, техническое состояние судна не играет роли. Регистрация судов производится на лиц, достигших к моменту регистрации 16 лет, за исключением случаев перехода судов по наследству. При регистрации судна за наследником, не достигшим 16 лет, в регистрационной карточке указывается фамилия, имя и отчество родителей или опекуна и производится запись о том, что снятие с учета без согласия родителей либо органов опеки не допускается. Суда регистрируются за юридическими лицами только по месту их постоянного нахождения, за физическими лицами — либо по месту жительства гражданина, либо по месту постоянного базирования судна. При регистрации судна судовладелец представляет:
> заполненную регистрационную карточку-заявление установленного образца;
> документ, удостоверяющий личность;
> документы, подтверждающие законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему. Это могут быть: справка-счет, товарный чек, договор купли-продажи или дарения, свидетельство на право наследования, документы таможенных или иных государственных органов, органов социальной защиты, решение суда и т.д. Представленный документ обязательно должен содержать: дату и место его составления, сущность и условия сделки, адреса (реквизиты) и подписи сторон, сведения о судне, двигателях (подвесных моторах) — марка, модель, тип, год выпуска, заводской номер, мощность и т.д.
> технический паспорт (на суда промышленной постройки) или акт первичного технического освидетельствования (на судно индивидуальной постройки) с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации;
> квитанцию о внесении платы за регистрацию.
При регистрации судну присваивается бортовой номер и судовладельцу выдается судовой билет. Присвоенный бортовой номер состоит из трех литер (букв) русского алфавита и четырех цифр, соответствующих регистрационному (порядковому) номеру в судовой книге. Например: Р 4987 МО. Первая буква ‘Р’- означает ‘Российская Федерация’, вторая и третья буквы — субъект Российской Федерации (в примере -Московская область). Перечень литер (сочетаний букв) бортовых номеров по России установлен ГУ-ГИМС России для всех субъектов Российской Федерации
Например: Амурская область — АЖ, АИ, АУ, АЧ, АЯ; Московская область — МГ, МК, МО, МТ, MX, МЦ; Ярославская область — ЯЖ, ЯО, ЯП, ЯР, ЯС, ЯТ, ЯХ, ЯЦ, ЯШ, ЯУ и т.п. Прокатным гребным и парусным лодкам устанавливается литер из одной буквы и порядковый номер. Присвоенный судну бортовой номер наносится на обоих бортах на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой несмываемой контрастной краской. Высота знаков должна быть не менее 150 мм, ширина — 15-20 мм. При изменении места жительства (прописки) судовладельца, перебазировании предприятия, изменении принадлежности (владельца) или изменения данных, занесенных в судовой билет, вследствие переоборудования судна производится его перерегистрация. Основанием для перерегистрации является письменное заявление судовладельца, которое он представляет с предъявлением судового билета, документа, удостоверяющего личность и квитанции об оплате стоимости перерегистрации и технического освидетельствования судна на годность к плаванию. При перерегистрации судовладельцу выдается новый судовой билет с присвоением судну нового бортового номера либо вносятся необходимые измененные данные о судовладельце или судне. При утере, порче судового билет судовладельцу выдается его дубликат на основании заявления, после проведения первичного технического освидетельствования судна на годность к плаванию и оплаты по утвержденному прейскуранту. На каждое зарегистрированное судно заводится регистрационная карточка-заявление, заполняемая судовладельцем. Снятие судов с учета производится по письменному заявлению судовладельца в случаях:
> смены судовладельца (при передаче с баланса на баланс, продаже, дарении, наследовании);
> переезда судовладельца на новое место жительства (при изменении прописки);
> полного износа или гибели судна, подтверждаемых актом или иным документом.
При снятии судна с учета в связи с переездом на новое место жительства судовладельца в судовом билете делается отметка о снятии судна с учета и аннулируется бортовой номер с соответствующей записью в судовой книге. Судовой билет со штампом ‘Снято с учета’ возвращается владельцу для перерегистрации судна. При снятии судна с учета в связи со сменой владельца судовой билет со штампом ‘Снято с учета’ передается новому владельцу для регистрации судна. Снятие судна с учета из-за полного технического износа производится по акту специального технического осмотра, а при снятии судна с учета в связи с гибелью делаются соответствующие записи в судовой книге и регистрационной карточке. Судовой билет в этом случае погашается и хранится в ГИМС в течение пяти лет, также в течение пяти лет бортовой номер снятого с учета судна никому не присваивается. Суда, принадлежащие юридическим и физическим лицам, выбывающим временно без изменения места постоянной прописки или жительства в другие субъекты Российской Федерации или передаваемые в аренду, с учета не снимаются.