Налог с удочки. Как сделать рыбалку источником дополнительных доходов региональных бюджетов

13.06.10

Рынок рыболовных снастей и организованного лова может стать хорошим источником налоговых доходов для бюджета Волгоградской области. При условии, что его удастся легализовать.


Побывавший недавно в Волгограде руководитель Росрыболовства Андрей Крайний предложил Волгограду побороться с Астраханью за право называться рыбной столицей России. И это вопрос не столько престижа региона, сколько ее экономического развития. Грамотно организованный рынок обслуживания рыбаков — спортсменов и любителей может принести немало доходов в бюджет — в виде налогов, выплачиваемых продавцами снаряжения, владельцами рыболовных турбаз и промысловых озер, а также организаторами соревнований и конкурсов среди любителей лова. Во всяком случае, по словам Андрея Крайнего, в США, где 25 процентов граждан увлекаются рыбалкой, объемы этого рынка оцениваются в 25 миллиардов долларов, а промышленного лова — лишь в шесть миллиардов.


В России, по словам специалистов, рыбачит каждый десятый взрослый житель. Однако деньги, которые они тратят на любимое хобби, большей частью проходят мимо бюджета. Ведь пополнять коллекции снастей рыбаки предпочитают на рынках, выбирая непрезентабельный азиатский ширпотреб, разбавленный изделиями умельцев из местных гаражей. По оценкам самих рыбаков, на волгоградских рынках отовариваются до 80 процентов их коллег. Представители торговых компаний, реализующих товары для рыбалки и охоты, более оптимистичны в оценках и делят цивилизованный и рыночный сегменты пополам.


— Рыболовный ритейл сильно отстает от рынков других потребительских товаров. Но в своем развитии он будет проходить те же стадии, что и продуктовая розница, — считает директор по маркетингу сети рыболовных магазинов в Волгоградской области Антон Пылин. — Как продуктовые сети отвлекли покупателей с рынков? Большим ассортиментом качественных товаров, высоким уровнем сервиса и ориентацией на потребителей с разными доходами. Точно такие же шаги предстоит сделать и нам.


Сейчас альтернативой рыбацким рынкам выступают небольшие специализированные отделы в крупных магазинах, сетевые магазины по продаже рыболовных снастей и полноассортиментные рыболовные супермаркеты, которые появились в Волгоградской области. Отличия магазинов от рынков — больший выбор качественных изделий, наличие кассовых аппаратов и возможность заменить товар.


Но за сервис надо платить. Рыболовная катушка, за которую на рынке запросят 150 рублей, в магазине обойдется дороже. А в супермаркете и вовсе будет стоить до тысячи рублей благодаря инновационным технологиям, которые использовали при ее изготовлении зарубежные умельцы.


Общий объем цивилизованного рынка снаряжения для рыбаков в России оценивается экспертами в полтора миллиарда рублей в год. В перспективе он может вырасти в разы, если вывести продажи из теневого оборота.


Кстати, надо понимать, что большую часть объемов продаж магазины делают на сопутствующих товарах для отдыха — палатках, лодках, спецодежде, видеокассетах, книгах и журналах для рыбаков, а не на удочках, спиннингах и поплавках. Поэтому ритейлеры, как никто другой, заинтересованы в том, чтобы культура рыбной ловли в России начала меняться в лучшую сторону.


Рыболовный ритейл позволит привлечь покупателей, которые сейчас отовариваются на рынках- Медленно, но уходит в прошлое подход к рыбалке по остаточному принципу — одежда похуже, снасти в наследство от деда. Сейчас среди волгоградцев немало тех, кто ценит в рыбалке возможность цивилизованного семейного отдыха и готов тратить на это деньги, — говорит Антон Пылин. — За шесть месяцев прошлого года мы продали шесть тысяч комплектов специальной одежды и обуви, причем в 300-тысячном городе Волжском. Это дает поводы для оптимистичных прогнозов.


Конечно, многие рыбаки ходят в специализированные магазины как на экскурсию — посмотреть, из каких наноматериалов теперь делают спиннинги, какие есть приспособления для рыбалки — например, кепки с фонариком, наручные часы с эхолотом и ультразвуковой отпугиватель комаров. Но есть и те, кто покупает эти недешевые мужские игрушки.


Снаряженный по последнему слову техники рыбак вряд ли захочет ехать в тьмутаракань. Скорее он предпочтет хорошо оборудованное место для лова, да еще и проводника впридачу, чтоб знал рыбные места. Поэтому инициативу ритейлеров должны подхватить владельцы специализированных турбаз, которых в регионе пока лишь пять, в то время как в соседней Астрахани — 215.


При этом необходимо видеть разницу: в Астраханской области рыбалку можно организовать почти повсеместно, а в Волгоградской — лишь точечно. Тем не менее, эксперты признают, что мест цивилизованной ловли в регионе пока мало. Они либо очень дешевы, либо очень дороги и не рассчитаны на средний класс, который как раз и служит локомотивом развития любого сектора потребительского рынка.


Кто будет развивать предложение в среднем ценовом сегменте? Бизнес кивает на власть — мол, не созданы условия. Власть — на бизнес и на долгие процедуры землеотводов и согласования мест размещения рыболовно-промысловых участков.


Рыбаки недовольны теми и другими. Председатель Волгоградского общества охотников и рыболовов Владимир Иноземцев сетует, что рыбаки-любители никому не нужны:


— Проверяющих и надзорных органов много, а спросить не с кого. Раньше была централизованная система утверждения и работы рыбопромысловых участков. Сейчас их отдали на откуп частникам, которые действуют разобщенно, кто во что горазд. Про конкурсы спортивного и любительского рыболовства мы уже и думать забыли.


Руководитель областного управления охотничьего и рыбного хозяйства Сергей Дьяченко уверен, что ситуация в скором времени улучшится:


— Работа по формированию рыбопромысловых участков, на берегах которых можно и конкурсы проводить, и турбазы строить, уже началась. Да, процедура это длительная, требующая продолжительного согласования. Но мы ее ведем. Как только участки будут сформированы и оформлены, бизнес сможет договариваться с местными властями об устройстве цивилизованных мест для лова.


Добавить комментарий

Adblock
detector